Далматовский КДЦ, бывший ДК |
Мы-то с вами люди серьезные, нам подавай этакое, чтоб за душу брало и соответствовало тому, что Саша наш Пушкин называл «дум высокое стремленье». А все музыкальное, танцевальное и художественное трюкачество – игрушки для малолетних. То же самое и в танцах, и в изобразительном искусстве, и в театре, и в кино…
Да нет, я совсем не против! Меня-то больше всего раздражает то, что дети, играющие в эти игрушки, почему-то поимели право учить нас, взрослых, какое искусство «Ну, прям аще!», а над каким стоит посмеяться и выкинуть на свалку, как старое и отжившее. Мол, вот наша музыка – это круто! А ваша, эта самая… ну, которая была в вашем социализме, - это полный отстой!
Им-то, еще не все материнское молоко слизавшим с губ, пока не хватает умишка понять, что «у каждого сапожника свой взгляд на искусство». Сколько людей, столько и вкусов. Смешно слышать, когда говорят, что «это в ваше время искусство было народным и «не народным», зато в наше время оно свободное, что хочешь, то и потребляй.
Ну вот, и потребляем… а на праздниках поем наше, народное!
***
Чем же мы, "осколки" ушедшей эпохи, занимались в молодости в свободное от работы и учебы время? Неуж-то сидели по домам, щелкали семечки и глядели в окно? Ага, как бы не так! Трудно, конечно, представить нас, нынешних, молодыми до безобразия и жизнелюбивыми до одури, но это так. А если б можно было на весах сравнить «развлекуху» нашу и нынешнюю, так еще неизвестно, чья бы чаша перевесила!Во времена моего ученичества школа была, не побоюсь этой фразы, рассадником культуры. Возле зала, где супруги Певцовы занимались с танцорами, всегда толпились ученики всех возрастов и, не закрывая ртов, ловили каждый взмах рук и ног.
Коллектив танцоров Виктора Певцова |
Поверьте мне, танцоры, когда они в своей обычной школьной форме бегали по школе, все равно были для многих небожителями.
Пока не построили ДК, центр культуры был здесь |
Но на сцене, как только отгремели приветственные аплодисменты, в горле возникал непреодолимый комок. Первая строчка еще звучала более-менее, но потом кислород заканчивался… и артист, то есть я, начинал задыхаться и нещадно портил начало второй строчки… а потом и всю песню. После нескольких таких провалов я, не вынеся позора, сбежал из хора. Петь, правда, я не перестал, и всю жизнь пел, но горечь пережитых тех неудачных минут на сцене осталась навсегда.
Прошу прощения, отвлекся.
В.М.Кузнецова стоит справа от М.Серкова |
Л.А.Туганова |
Супружеская чета Быковых |
***
Наряду со школьными праздниками активно работал и городской Дом культуры.Среди всей культурной программы, что представляли они, особо выделялся духовой оркестр.
А.В.Брагин |
В центре Г.Коновалова |
Хоровой коллектив "Зоренька" |
***
Была еще одна примечательность того времени, я имею в виду пятидесятые, шестидесятые да и семидесятые годы, что всех столичных знаменитостей, артистов оперы, эстрады, балета заставляли не замыкаться на своих сценах, а выезжать по стране, выступать в областных и районных домах культуры.Сейчас такое непредставимо, а тогда далматовцы частенько могли видеть на своей сцене московских, ленинградских артистов и артистов других городов Советского Союза.
Например, я, еще совсем малец в те годы, впервые был сражен концертом московской певицы Нины Дорда.
Н.Дорда |
Не могу забыть выступление певца Владимира Нечаева. В те времена его голос лился из репродукторов, почти не переставая. Вместе с певцом-баритоном Владимиром Бунчиковым, дополняя его своим мягким тенорком, они, казалось, перепели все песни, сочиненные нашими композиторами.
В этот раз он приехал один, и народ с волнением ждал, какой же есть на самом деле великий артист, так как телевизоров к тому времени было не так уж много, а точнее, почти совсем не было. Почувствуйте, как был ошеломлен народ в зале, когда на сцену вышел рыжий гигант! А когда он запел мягким, так знакомым по радиотрансляциям тенорком, люди были повергнуты в шок! Таким был яркий контраст между этим красноволосым дядькой и его мягким, даже нежным, тенором!
Приезжали к нам и другие знаменитости.
Не поверите, но к нам в Далматово приезжал даже великий Вольфганг Мессинг!
В.Мессинг |
Отчетливо помню, как он на сцене взял за руку женщину, написавшую на бумажке, где в зале сидит ее подруга, и почти крича: «Думайте! Думайте о вашей подруге!», повел ее по залу в поисках того места, где сидела та женщина, о которой «думала» ведомая великим телепатом испытуемая.
И.Кобзон |
Выступали у нас и оперные певцы, приезжал и балет. А циркачи, вообще казалось, ездили друг за другом. На сцене нередко выступали силачи, швыряя свои «гирьки», ломая подковы и сгибая рельсы.
А уж когда в городе проводились фестивали артистов эстрады Советского союза, то тогда уж народ мог вволю насмотреться на своих кумиров. Далматовцы видели и по-дружески общались и с Вахтангом Кикабидзе,
и с киноартистом Евгением Жариковым, лицезрели его очаровательную супругу Наталью Гвоздикову.
Лев Барашков, Кола Бельды, Борис Сичкин… - да кого мы тогда только ни видели!
В.Сичкин |
К.Бельды |
***
Хочется непременно сказать еще об одних фестивалях, которые раньше назывались МАЕВКАМИ.
Если начать издалека (про те времена, когда культурным центром города был монастырь, уже опустевший от святых отцов по причине их гонения советской властью, не пишу, ибо не был им свидетелем), то начну со старого решетчатого летнего павильона, стоявшего в горсаду. Горсад и павильон располагались на том месте, где позднее был построен кинотеатр «Авангард» (который сейчас носит «гордое» название "Монетка").
Павильон печально сгорел, и тогда в горсаду построили летнюю эстраду с защитной овальной крышей от дождя.
Сначала маевки проводили в этом горсаду. Он, правда, был маленький, потому людям, привыкшим проводить свои гулянки на природе (напоминаю, что в те времена люди все праздники отмечали не дома, а проводили их в складчину где-нибудь на траве), было довольно тесно.
Тогда городские власти решили проводить маевки в лесу. Сцену перетащили в лес за ткацкую фабрику, и там между разросшимися ивами маевки стали уже массовыми и пестревшими разнообразием.
Во время маевок на сцене шел, как бы сказали сейчас, сценический марафон: все организации и предприятия показывали свои номера самодеятельности, велись награждения ветеранов и героев труда, проводились спортивные соревнования, действовал даже настоящий ипподром!
Помню выступление на лесной эстраде хора молоденьких еще учителей, среди которых были и М.Д.Буракова, и А.А.Михалева, А.Ф. Прусс, Мыльникова П.М., Пешкова В.А. и другие знакомые всему городу лица. После всех общих мероприятий народ разбивался на группы и продолжал праздник под ивами. Компании часто объединялись. Тогда можно было и посоревноваться, кто сильнее, кто увертливее, кто лучше поет и пляшет. Тут же играли в игры, не требующие больших приготовлений: городки, пятнашки, вышибала, а то и боролись на поясах.
Главное, что мне запомнилось и чего всегда не хватало в жизни, было то, что люди умели петь и плясать там, где им вот именно сейчас и захотелось! В каждой компании была или гармошка, или балалайка, или гитара, на худой конец играли на ложках... - песни и пляски продолжались до темна. Конечно, были и пьяные, но их было на удивление очень мало. Люди умели праздновать и открывать свою душу для радости нараспашку.
Если начать издалека (про те времена, когда культурным центром города был монастырь, уже опустевший от святых отцов по причине их гонения советской властью, не пишу, ибо не был им свидетелем), то начну со старого решетчатого летнего павильона, стоявшего в горсаду. Горсад и павильон располагались на том месте, где позднее был построен кинотеатр «Авангард» (который сейчас носит «гордое» название "Монетка").
Павильон печально сгорел, и тогда в горсаду построили летнюю эстраду с защитной овальной крышей от дождя.
Сначала маевки проводили в этом горсаду. Он, правда, был маленький, потому людям, привыкшим проводить свои гулянки на природе (напоминаю, что в те времена люди все праздники отмечали не дома, а проводили их в складчину где-нибудь на траве), было довольно тесно.
Тогда городские власти решили проводить маевки в лесу. Сцену перетащили в лес за ткацкую фабрику, и там между разросшимися ивами маевки стали уже массовыми и пестревшими разнообразием.
Во время маевок на сцене шел, как бы сказали сейчас, сценический марафон: все организации и предприятия показывали свои номера самодеятельности, велись награждения ветеранов и героев труда, проводились спортивные соревнования, действовал даже настоящий ипподром!
Помню выступление на лесной эстраде хора молоденьких еще учителей, среди которых были и М.Д.Буракова, и А.А.Михалева, А.Ф. Прусс, Мыльникова П.М., Пешкова В.А. и другие знакомые всему городу лица. После всех общих мероприятий народ разбивался на группы и продолжал праздник под ивами. Компании часто объединялись. Тогда можно было и посоревноваться, кто сильнее, кто увертливее, кто лучше поет и пляшет. Тут же играли в игры, не требующие больших приготовлений: городки, пятнашки, вышибала, а то и боролись на поясах.
Главное, что мне запомнилось и чего всегда не хватало в жизни, было то, что люди умели петь и плясать там, где им вот именно сейчас и захотелось! В каждой компании была или гармошка, или балалайка, или гитара, на худой конец играли на ложках... - песни и пляски продолжались до темна. Конечно, были и пьяные, но их было на удивление очень мало. Люди умели праздновать и открывать свою душу для радости нараспашку.
***
Время изменилось, изменились мы, изменилась жизнь, но никто не смеет бросить в нас камень и сказать, что мы жили неинтересно. Мы свое дело сделали, мы сохранили и защитили одно из великих свойств человека – его способность творить, вносить в жизнь красоту, быть своим человеком в мире искусства, смотреть на мир как на радость, а не как на возможность сделать прибыль, сделать деньги. Увы, эта денежная черта характера все больше выпячивается и превозносится как дар божий.
***
Хотя, можно твердо сказать, что далматовцы уверенно подхватили, то, что волновало нас и будоражило наши чувства! Праздники города, выступления взрослых и детских коллективов, неувядаемая молодость души артистов-ветеранов – все это радует и дает надежду, что где-то и мы этому помогли, возможно, от сердца к сердцу передались наши «души высокие порывы», а наши внуки подхватили нашу эмоциональную возвышенность и понесли ее дальше в назидание таким же потомкам, как они сами.Праздник "День города" ДАЛЬШЕ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий