Далматовский вокзал |
Для начала надо отметить, что в 60-х годах железнодорожное сообщение по нашей ветке Свердловск-Курган-Омск было очень даже активное. Тюмень в то время была почти деревней. Ей дали прозвище «Тюмень-столица деревень», что вполне отражало ее тогдашнее состояние. Это потом она села на нефтяную иглу, и железнодорожное сообщение в ее сторону стало превалирующим.
Старый Долматовский вокзал |
Монстр с косами и усами |
Маневровый паровоз. Красавчик! |
Форма машиниста |
Кабина машиниста |
- Давай, забирайся к нам!
Пулей взлетев по ступеням и ввалившись в кабину, я вдруг почувствовал, что попал в другой мир! В кабине что-то шипело, позвякивало, постукивало, стрелки приборов дрожали и прыгали, внизу под полом что шумно дышало. Но главное, что меня сразило – это паровозная топка! Она была как раз открыта, помощник машиниста, весь измазанный углем молодой мужчина, загребал из тендера, который был позади, уголь и швырял его в адское жерло, из которого разил такой жар, что я сразу же вспотел.
Паровозная топка. Справа место машиниста. |
Подбрось угольку! |
- Че стоишь, ряззявив рот? Давай, подкинь угольку, а я пока сполоснусь малость, ужарился.
Водонапорная башня |
Водоналивные паровозные краны |
- Это тебе не кашу ложкой хлебать! Тут мастерство нужно и опыт!
Похоже, он надеялся малость сачкануть, используя меня как сменщика, но ему не повезло. Машинист же, видя, что я понурился от стыда, сказал, показывая на переднюю дверь:
- Давай-ка, сходи на лоб (передняя часть паровоза), махнешь рукой, когда сцепщик даст сигнал, что можно трогаться.
Я толкнул дверь, вышел на трап, и… ноги пристыли к полу!
Поезд в сторону Шадринска |
Домик обходчика |
Стрелочница |
И случилось второе чудо, которого втайне я ждал уже несколько дней.
Стрелка |
Семафор |
Мотовоз |
- Сегодня мотовоз придет, бригаду привезет. Когда поедет за второй бригадой в Лещево-Замараево, можешь прокатиться, я уговорю.
В мотовозе было шикарно! Кругом окна, видно все и спереди, и слева, и справа, шума как в паровозе нет. Далматово уплывало назад, мы проехали семафор, зашли за поворот, впереди показалась речка Суварыш, внизу пронесся грохот моста, промелькнул полустанок, мимо пробегали леса, поля, придорожные кустарники – все было прекрасно!
Но почему-то мне вдруг это все … как бы это сказать… стало неинтересно, что ли. Рассмотрев кабину водителя, неожиданно я увидел обыкновенную шоферскую баранку и рычаги, как у обыкновенного «газона». ГАЗовский мотор – вот что двигало этот рельсовый грузовик!
Теплушка и солдаты в теплушке |
- Правильно! Я ведь тоже пошел учиться на машиниста из-за этого «чух-чуха»!
Мы оба расхохотались, как будто сроднились в один миг.
Вряд ли кто, включая моих родителей и друзей, догадывались об этом моем паровозном увлечении. Да мало ли где мог пропадать недоросль летом? Федька, мой друг, правда, как-то один раз спросил, почему от меня несет то ли горелым углем, то ли солидолом, но спросив, тут же забыл об этом, потому как от него тоже несло явно не женскими духами, а жженым железом. Он прирабатывал на «Молмаше», куда его пристроил отец, а токарный станок дает именно такие запахи. То, что я решил стать машинистом, тогда это было ясно и неоспоримо.
Механическая дрезина |
***
НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА - РЕАКТИВНЫЙ ЛОКОМОТИВ(интересная ссылка)
***
А КАК ВАМ ЭТОТ МОНСТР?
(жмите на ссылку)
***
Но… постепенно, неодолимо меня стали завлекать иные интересы. Возникла тяга к футболу, отец, доломав мотоцикл с коляской «Урал», купил мопед, потом приобрел мотороллер «Тула -200М». Все это надолго отвлекло меня от паровозов. Да и на железке совершались свои перемены. Маневровый паровоз стал базироваться в Шадринске, приезжая в Долматово по необходимости, становилось все больше тепловозов, а потом, с электрификацией линии, по железке пошли электровозы. Тюмень стала нефтяной столицей, и тюменская ветка стала более приоритетной, отодвинув нашу ветку на второй план.НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА - РЕАКТИВНЫЙ ЛОКОМОТИВ(интересная ссылка)
***
А КАК ВАМ ЭТОТ МОНСТР?
(жмите на ссылку)
***
Видимо, судьба в самый нужный момент свела меня с паровозами, подарив мне на всю жизнь аромат железнодорожной романтики.
***
Послесловие. Как-то, учась в Челябинском политехе, я совершенно случайно попал на кладбище паровозов. Их по скончании паровозного века, как говорили, - в оборонных целях - свозили сюда на «консервацию», оставляя один на один с безжалостной погодой и всепобеждающей старостью. Вид этого черного, стоящего в полной тишине, тихо умирающего бывшего грозного воинства, вызвал во мне такую могучую грусть, что я не выдержал, пролез через ограждение из колючей проволоки на территорию мрачного кладбища, продрался сквозь травяные джунгли, нашел паровоз, похожий на тот, что оставил в моей душе неизгладимый след, и долго сидел на ржавой рельсе, прижавшись к моему умирающему другу. Он мне промолчал о своем радостном бурном прошлом, а я ему промолчал о возникшем чувстве предательства моей мечты стать машинистом. Потом мы расстались…
Так умирают паровозы... |
***
А вот мой двоюродный брат Михаил Кузнецов стал машинистом. Водил тяжеловозные составы по Сибири сквозь погоды всех мастей, сквозь жару, морозы и бури. Усталости после таких рейсов хватало, но брат вел рассказы о своей судьбе машиниста-дальневика спокойно, и слышно было, что человек остался верен своей мечте.
Дальнейшая моя жизнь довольно плотно была связана с железной дорогой. В частых переездах было много того, что вполне достойно отдельных рассказов и баек. Возможно, что когда-то необъятный интернет примет мои воспоминания о железнодорожной романтике.
Посмотрим.
***
Немного о порядках на пассажирских поездах в 80-х годах читайте здесь
Наперекор судьбе |
Дальнейшая моя жизнь довольно плотно была связана с железной дорогой. В частых переездах было много того, что вполне достойно отдельных рассказов и баек. Возможно, что когда-то необъятный интернет примет мои воспоминания о железнодорожной романтике.
Посмотрим.
***
Немного о порядках на пассажирских поездах в 80-х годах читайте здесь
(Фото взяты из интернета, в свободном доступе)
***
Ах, как же я в детстве любил поезда,
***
Еще вспомнилось. (Для справки: кольцевой поезд Челябинск-КаменскУральский-Курган-Челябинск на станции Синарская двигался в обратную сторону - такой вот железнодоржный парадокс. На полпути между Далматово и Катайском находится (лась) станция Шутка. Этот поезд, и туда и обратно, проходил через Далматово глубокой ночью).
Так вот. Из Челябы в Далматово ехали гости на свадьбу. Начали керосинить сразу как сели в поезд. Но вдруг кто-то заметил, что в Каменске-Уральском поезд пошел... обратно! Толпа взбузыкалась, мол, что за фокусы? Но ночью проводников сыскать себе дороже. Короче, ехали, гадали, но похихикивали... Вдруг объявляют: "Шутка!". Но народу было уже совсем не до смеха. Когда объявили Далматово, народ выпал из вагона... в стельку трезвый!!!)))
***
Любимое стихотворение:
Ах, как же я в детстве любил поезда,
Таинственно-праздничные, зеленые,
Веселые, шумные, запыленные,
Спешащие вечно туда-сюда!
Взрослые странны порой бывают.
Они по возможности (вот смешно!)
Верхние полки не занимают,
Откуда так славно смотреть в окно!
Не любят, увы, просыпаться рано,
Не выскочат где-то за пирожком
И не летают, как обезьяны,
С полки на полку одним прыжком.
В скучнейших беседах отводят души,
Ворчат и журят тебя всякий час
И чуть ли не в страхе глядят на груши,
На воблу, на семечки и на квас.
О, как же я в детстве любил поезда
За смех, за особенный чай в стакане,
За то, что в квадрате окна всегда
Проносятся кадры, как на экране.
За рокот колес, что в ночную пору
Баюкают ласковей соловья,
За скорость, что парусом горбит штору,
За все неизведанные края.
Любил за тоску на глухом полустанке:
Шлагбаум, два домика под дождем,
Девчонка худенькая с ведром,
Небо, хмурое спозаранку.
Стог сена, проселок в лесной глуши...
И вдруг как-то сладко вздохнешь всей грудью,
С наивною грустью, но от души:
Неужто же вечно живут здесь люди?!
Любил поезда я за непокой,
За вспышки радости и прощанья,
За трепет вечного ожиданья
И словно крылья бы за спиной!
Но годы мелькнули быстрей, чем шпалы,
И сердце, как прежде, чудес не ждет.
Не то поездов уже тех не стало,
Не то это я уж теперь не тот...
Но те волшебные поезда
Умчались. И, кажется, навсегда...
Э.Асадов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий