понедельник, 7 декабря 2015 г.

Далматовиада. Глава III.Увлечения. Паровозные страсти.

Далматовский вокзал
Итак, паровозы.
Для начала надо отметить, что в 60-х годах железнодорожное сообщение по нашей ветке Свердловск-Курган-Омск было очень даже активное. Тюмень в то время была почти деревней. Ей дали прозвище «Тюмень-столица деревень», что вполне отражало ее тогдашнее состояние. Это потом она села на нефтяную иглу, и железнодорожное сообщение в ее сторону стало превалирующим.

Старый Долматовский вокзал
А до тех пор по нашей железке бойко бегали поезда всех марок, на станции «Долматово» (я не ошибся, написав «Долматово», потому как до времени, когда наш краевед Матвеева Зоя Ивановна ввела букву А в написание города, времени еще было достаточно) день и ночь трудился маневровый паровоз, между городами сновали мотовозы, по одноколейной дороге тяжелые составы грохотали день и ночь.
Монстр с косами и усами
В домах, что стояли неподалеку от дороги в момент прохождения грузового дрожали стекла в оконных рамах и сервантах, в окнах мелькал свет паровозных прожекторов и слышен был перестук колес на стыках. Станционный вокзальчик был деревянным и очень старым, но все остальное было как надо: водонапорная башня, огромные краны для заправки паровозов водой, снующие возле составов рабочие с молотками, стрелочники, обходчики, семафоры на обоих въездах в город, и так далее в полном порядке железнодорожного регламента того времени. В то время тепловозов было еще совсем мало, а электровозов не было и в помине. Но паровозы были… как бы это сказать, сказочными богатырями, что ли.
Маневровый паровоз. Красавчик!
Огромные, черные, с красными полосами на кабине и с непременной звездой на лбу, со стелющимися позади клубами дыма, они врывались в город, будто из другого мира. А когда они, стоя у вокзала, пускали пары, то вообще казались волшебными чудовищами. Пишу так, потому что паровозами я тогда увлекся нешуточно. Почему и как я увлекся этими чудищами, я уже не помню, только помню, что возле железной дороги пропадал днями, знал расписание движения всех пассажирских поездов, знал в лицо машинистов и помощников маневрового паровоза, высмотрел по книгам все, что касалось всего паровозного дела и страстно мечтал попасть в кабину паровоза, где, как мне казалось, сидит самый волшебник, который руководит этим огромным монстром.
Форма машиниста
Не сомневаюсь, что через какое-то время машинист маневрового паровоза заметил, что чуть ли не каждый день неподалеку мельтешит какой-то парнишка-недоросток, очарованно тараща глаза на кабину. Сам я замечал, как усатый, с закопченным лицом человек в окне паровоза улыбается мне. Однажды, дождавшись конца смены, и увидев, что машинист двинулся пешком мимо вокзала в сторону города, я тайно пошел за ним. Он важно, как мне казалось, шагал вдоль по улице Энгельса, посверкивая пуговицами и нашивками на своей железнодорожной форме и покачивая на ходу чемоданчиком с «тормозком», а я искал возможности увидеть его лицо спереди. Хотелось запомнить его и увидеть значки, которые посверкивали у него на груди, но показаться на глаза ему было страшно, а вдруг он недоволен тем, что я за ним шпионю? Я проводил его до самого дома на площади 1 мая (место нынешнего стадиона), чувствуя какую-то непонятную радость, будто я в чем-то породнился с этим особенным для меня человеком. И однажды случилось то, о чем я мечтал так долго!
Кабина машиниста
В один из дней, оказавшись снова возле маневрового паровоза, вдруг увидел, как машинист машет мне рукой, подзывая к себе. Помню, мне стало страшно – а вдруг он скажет: «Ну-ка, пацан, иди отсюда! Не мешай работать. И чтоб больше я тебя здесь не видел!». И что тогда? Не приходить на железку я уже не могу, а торчать тут мне уже будет отказано. Я замер в нерешительности, но машинист вдруг улыбнулся мне и сказал так давно ожидаемые мной слова:
- Давай, забирайся к нам!
Пулей взлетев по ступеням и ввалившись в кабину, я вдруг почувствовал, что попал в другой мир! В кабине что-то шипело, позвякивало, постукивало, стрелки приборов дрожали и прыгали, внизу под полом что шумно дышало. Но главное, что меня сразило – это паровозная топка! Она была как раз открыта, помощник машиниста, весь измазанный углем молодой мужчина, загребал из тендера, который был позади, уголь и швырял его в адское жерло, из которого разил такой жар, что я сразу же вспотел.
Паровозная топка. Справа место машиниста.
Возможно, я вспотел еще и потому, что бросив взгляд на окно, увидел и вокзал, и рельсы, и людей так далеко внизу, что мне показалось, будто мы летим над землей. Тут машинист еще дернул какую-то веревочку, и паровоз несколько раз трубно прогудел: «Ту-туууу!». Потом усатый волшебник пошевелил рычагом перед собой и… мы поехали! Смачно делая «чух-чух», паровоз пошел вперед, подкатываясь к ожидавшему его стоящему одиноко товарному вагону. Вы даже представить себе не можете, на каком небе от счастья я оказался!
Подбрось угольку!
Я смотрел в окна, где мимо проплывали и вокзал, и кабина стрелочника, и ворота элеватора. Паровоз важно делал «чух-чух», дым проплывал мимо окон, колеса стучали, а я… По-моему, я тогда забыл, что еще нужно было дышать и стараться делать все возможное, чтобы не выпали глаза от увиденного. Машинист дергал рычаг, крутил барашки паропроводов, смотрел на стрелки приборов и дергал за веревочку, тутукая, будто приказывал всему окружающему помнить, что главный в пристанционном пространстве вот этот фыркающий  грохочущий черный демон. Чуть погодя мне пришлось пройти еще одно испытание, которое я с позором провалил. Помощник машиниста, весь вымазанный углем парень, при очередной загрузке угля в топку неожиданно протянул лопату мне, сказав:
- Че стоишь, ряззявив рот? Давай, подкинь угольку, а я пока сполоснусь малость, ужарился.
Водонапорная башня
Водоналивные паровозные краны
А пока он лил себе на шею воду из ковша, я изо всех сил пытался поддеть уголь на лопату, подтащить ее к топке и закинуть порцию топлива в в огнедышащее жерло. Но все это совершить так же легко и быстро, как делал парень, у меня не получалось. Лопата оказалась неподъемной, уголь ссыпался на пол, а возле топки у меня, как мне казалось, волосы на голове начинали обугливаться. (Позднее, на самом деле, я заметил резкое сокращение растительности на моих руках). После нескольких моих малорезультативных попыток парень не выдержал, забрал у меня лопату и стал бойко швырять уголь в топку, недовольно бурча:
- Это тебе не кашу ложкой хлебать! Тут мастерство нужно и опыт!
Похоже, он надеялся малость сачкануть, используя меня как сменщика, но ему не повезло. Машинист же, видя, что я понурился от стыда, сказал, показывая на переднюю дверь:
- Давай-ка, сходи на лоб (передняя часть паровоза), махнешь рукой, когда сцепщик даст сигнал, что можно трогаться.
Я толкнул дверь, вышел на трап, и… ноги пристыли к полу!
Поезд в сторону Шадринска
Рядом со мной огромное черное круглое чудище дышало как живое, что-то в нем ухало, шипело и булькало, будто внутри затаился вулкан и вот-вот готовится взорваться. Еле передвигая ноги, я добрался до «лба», по сигналу сцепщика махнул рукой и как можно быстрее заспешил в защищенную от всех бед кабину. За один раз я пережил так много всего, что, вы можете  представить, как мне спалось ночью! Во сне меня то жарили в адском огне топки, то тащили на вулкан, чтобы скинуть в горящую лаву, то заставляли работать экскаватором. Притом на протяжении всего сна в ушах попеременно звучали «чух-чух» и «ту-туууу!»…
Домик обходчика
Но утром меня снова с неимоверной силой потянуло к паровозу. Сидя в уголке кабины на опрокинутом ведре, я все больше привыкал к обстановке. Машинист спокойно водил паровоз туда-сюда, формируя составы, помощник швырял уголь в топку, паровоз хоть и оставался для меня всесокрушающим монстром, но вызывал уже больше уважения, чем опасения. Таращась на капитана этого корабля, я внимательно следил за его руками, запоминая, что и как он делает во время работы. Кстати сказать, я и дома мысленно повторял все движения машиниста при трогании паровоза с места и его остановке. Посади он меня на его место, я, думалось мне, уже точно знаю, что делать, чтобы паровоз меня слушался.
Стрелочница
День пролетал незаметно. К вечеру кончалась рабочая смена, последние вагоны с зерном из элеватора были развезены по ожидающим их составам, грохотание сцепок затихло, сцепщики с флажками потянулись к вокзалу, а машинист утихомирил своего дьявола и стал собирать чемоданчик. Эх, если бы он разрешил мне остаться в кабине! Я бы просидел там всю ночь, только пялясь на приборы и впитывая запах и гарь из топки, и аромат солидола…

И случилось второе чудо, которого втайне я ждал уже несколько дней.
Стрелка
Мне разрешили занять место машиниста! Нужно было проехать от левого железнодорожного тупика до элеваторского склада. Это почти прямой путь. К удивлению машиниста и себя самого, я довольно уверенно тронул паровоз с места и так же деловито остановил его возле склада. Правда, перед воротами элеватора машинист занял мое место, показал мне надпись возле полотна «Перед въездом на территорию элеватора продуй сифон и поддувало!», и совершил неизвестные мне магические действия.
Семафор
Но все остальное я сделал сам, чем заслужил одобрительную похвалу. Помощник, правда, буркнул при этом, мол, «по прямой и дурак проедет», но я его уже не слушал, потому что ноги мои от счастья уже не касались пола. Сейчас я думаю – почему машинист разрешал мне бывать в кабине? То ли прямой начальник был далече, то ли мой восторженный вид радовал его, то ли он проводил со мной, как бы сказали позднее, профориентацию? Не знаю. Но так было – паровоз постепенно становился моим вторым домом. «Тормозок» (несколько бутербродов с чаем) я старался выбрать дома посытнее и повкуснее, чем немного удивил мою бабушку. Машинист с помощником с удовольствием покрякивали, уминая нежданную закусь, а я в это время, сидя в главном кресле, изображал из себя продутого всеми ветрами покорителя огнедышащего чудовища.
Мотовоз
Как-то раз машинист сказал:
- Сегодня мотовоз придет, бригаду привезет. Когда поедет за второй бригадой в Лещево-Замараево, можешь прокатиться, я уговорю.
В мотовозе было шикарно! Кругом окна, видно все и спереди, и слева, и справа, шума как в паровозе нет. Далматово уплывало назад, мы проехали семафор, зашли за поворот, впереди показалась речка Суварыш, внизу пронесся грохот моста, промелькнул полустанок, мимо пробегали леса, поля, придорожные кустарники – все было прекрасно!
Но почему-то мне вдруг это все … как бы это сказать… стало неинтересно, что ли. Рассмотрев кабину водителя, неожиданно я увидел обыкновенную шоферскую баранку и рычаги, как у обыкновенного «газона». ГАЗовский мотор – вот что двигало этот рельсовый грузовик!

Теплушка и солдаты в теплушке
Вернувшись обратно, я уже привычно взобрался в кабину паровоза и когда он начал движение, я понял, чего мне не хватало в мотовозе – не было этого волшебного «чух-чуха»! Не было позади черной смолистой косы, не было белоснежных усов пара по бокам… то есть не было всего того, что так тянуло меня к могучему гиганту. Об этом я так и сказал машинисту по возвращении. И что, вы думаете, он мне ответил?
- Правильно! Я ведь тоже пошел учиться на машиниста из-за этого «чух-чуха»!
Мы оба расхохотались, как будто сроднились в один миг.
Вряд ли кто, включая моих родителей и друзей, догадывались об этом моем паровозном увлечении. Да мало ли где мог пропадать недоросль летом? Федька, мой друг, правда, как-то один раз спросил, почему от меня несет то ли горелым углем, то ли солидолом, но спросив, тут же забыл об этом, потому как от него тоже несло явно не женскими духами, а жженым железом. Он прирабатывал на «Молмаше», куда его пристроил отец, а токарный станок дает именно такие запахи. То, что я решил стать машинистом, тогда это было ясно и неоспоримо.
Механическая дрезина
Но… постепенно, неодолимо меня стали завлекать иные интересы. Возникла тяга к футболу, отец, доломав мотоцикл с коляской «Урал», купил мопед, потом приобрел мотороллер «Тула -200М». Все это надолго отвлекло меня от паровозов. Да и на железке совершались свои перемены. Маневровый паровоз стал базироваться в Шадринске, приезжая в Долматово по необходимости, становилось все больше тепловозов, а потом, с электрификацией линии, по железке пошли электровозы. Тюмень стала нефтяной столицей, и тюменская ветка стала более приоритетной, отодвинув нашу ветку на второй план.
Видимо, судьба в самый нужный момент свела меня с паровозами, подарив мне на всю жизнь аромат железнодорожной романтики.
***
Так умирают паровозы...
Послесловие. Как-то, учась в Челябинском политехе, я совершенно случайно попал на кладбище паровозов. Их по скончании паровозного века, как говорили, - в оборонных целях - свозили сюда на «консервацию», оставляя один на один с безжалостной погодой и всепобеждающей старостью. Вид этого черного, стоящего в полной тишине, тихо умирающего бывшего грозного воинства, вызвал во мне такую могучую грусть, что я не выдержал, пролез через ограждение из колючей проволоки на территорию мрачного кладбища, продрался сквозь травяные джунгли, нашел паровоз, похожий на тот, что оставил в моей душе неизгладимый след, и долго сидел на ржавой рельсе, прижавшись к моему умирающему другу. Он мне промолчал о своем радостном бурном прошлом, а я ему промолчал о возникшем чувстве предательства моей мечты стать машинистом. Потом мы расстались…
***
Наперекор судьбе
А вот мой двоюродный брат Михаил Кузнецов стал машинистом. Водил тяжеловозные составы по Сибири сквозь погоды всех мастей, сквозь жару, морозы и бури. Усталости после таких рейсов хватало, но брат вел рассказы о своей судьбе машиниста-дальневика спокойно, и слышно было, что человек остался верен своей мечте. 

Дальнейшая моя жизнь довольно плотно была связана с железной дорогой. В частых переездах было много того, что вполне достойно отдельных рассказов и баек. Возможно, что когда-то необъятный интернет примет мои воспоминания о железнодорожной романтике. 
Посмотрим.
***
Немного о порядках на пассажирских поездах в 80-х годах читайте здесь

(Фото взяты из интернета, в свободном доступе)
***
Еще вспомнилось. (Для справки: кольцевой поезд Челябинск-КаменскУральский-Курган-Челябинск на станции Синарская двигался в обратную сторону - такой вот железнодоржный парадокс. На полпути между Далматово и Катайском находится (лась) станция Шутка. Этот поезд, и туда и обратно, проходил через Далматово глубокой ночью).
Так вот. Из Челябы в Далматово ехали гости на свадьбу. Начали керосинить сразу как сели в поезд. Но вдруг кто-то заметил, что в Каменске-Уральском поезд пошел... обратно! Толпа взбузыкалась, мол, что за фокусы? Но ночью проводников сыскать себе дороже. Короче, ехали, гадали, но похихикивали... Вдруг объявляют: "Шутка!". Но народу было уже совсем не до смеха. Когда объявили Далматово, народ выпал из вагона... в стельку трезвый!!!)))
***
Любимое стихотворение:

Ах, как же я в детстве любил поезда,
Таинственно-праздничные, зеленые,
Веселые, шумные, запыленные,
Спешащие вечно туда-сюда!

Взрослые странны порой бывают.
Они по возможности (вот смешно!)
Верхние полки не занимают,
Откуда так славно смотреть в окно!

Не любят, увы, просыпаться рано,
Не выскочат где-то за пирожком
И не летают, как обезьяны,
С полки на полку одним прыжком.

В скучнейших беседах отводят души,
Ворчат и журят тебя всякий час
И чуть ли не в страхе глядят на груши,
На воблу, на семечки и на квас.

О, как же я в детстве любил поезда
За смех, за особенный чай в стакане,
За то, что в квадрате окна всегда
Проносятся кадры, как на экране.

За рокот колес, что в ночную пору
Баюкают ласковей соловья,
За скорость, что парусом горбит штору,
За все неизведанные края.

Любил за тоску на глухом полустанке:
Шлагбаум, два домика под дождем,
Девчонка худенькая с ведром,
Небо, хмурое спозаранку.

Стог сена, проселок в лесной глуши...
И вдруг как-то сладко вздохнешь всей грудью,
С наивною грустью, но от души:
Неужто же вечно живут здесь люди?!

Любил поезда я за непокой,
За вспышки радости и прощанья,
За трепет вечного ожиданья
И словно крылья бы за спиной!

Но годы мелькнули быстрей, чем шпалы,
И сердце, как прежде, чудес не ждет.
Не то поездов уже тех не стало,
Не то это я уж теперь не тот...

Но те волшебные поезда
Умчались. И, кажется, навсегда...
Э.Асадов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий