вторник, 17 мая 2016 г.

Далматовиада. Глава V. Счастливое старшеКЛАССНОЕ время.

 МОИ БЭТИКИ




Нижний ряд:
Вася Зырянов, Галя Воронина, Люда Зайкова, Наташа Мусс, Валя Грибова, ..., ...
Второй ряд:
Галя Боголюбова, Света Кочеткова, Кузнецова Валентина Макаровна, Надя Серебрякова, Михалева Анна Александровна, Таня Акулова, Буракова Мария Дмитриевна,  .., 
Третий ряд:
Валя Лобанова, Света Макаренко, Черемных Лариса, Галя Морозова, ..., Саша Шавкунов, Юра Туганов, ..., Федя Иванчиков, Гена Репин.
Четвертый ряд:
Леня Пономарев, ..., Юра Ефимов

***
С моей нынешней жизненной горки я могу уверенно сказать, что моему классу повезло. Не сразу и не в полную силу, но...
Как это произошло?
Начну  с того, что наш "Б" (во всех смыслах этой литеры: боевой, богоносный, бесподобный)) и так все годы отличался романтической бесшабашностью, но в старших классах тяга к безорганизованности стала всепоглощающей. Энергии в лидерской части всегда было с избытком. Девчоночья "банда" во главе с Наташкой Мусс и с ее сподвижниками Грибовой Валей и Акуловой Таней, с нашей всемерной поддержкой конечно, завихряли такие крутые и заваристые дела, что, несомненно, завихряло и всю школу тоже.

Пара случаев.
Учительница немецкого языка Кузнецова Валентина Макаровна была строга и требовательна. Казалось бы, на ее уроках что-то противоправное уж никак не могло случиться. Но ведь случилось! Не помню, что стало затравкой для этого, то ли спор, то ли простая бесшабашность, но Наташка Мусс перед одним из уроков Валентины Макаровны влезла во встроенный шкаф и собиралась отсидеть там весь урок. Пожалуй, эта идея никому бы не пришла в голову, но Наташка была такая тощая, что, видимо, это как раз и послужило отправной мыслью залезть в тесное вместилище. А ведь вы помните, какими узкими были стенные встроенные шкафы! Конечно, через какое-то время возня в шкафу стала хорошо слышна, да и наши постоянные оглядывания на шкаф возымели свое действие - учительница открыла шкаф...
А то, что мы с Санькой Кузьминых однажды подбили весь класс сбежать с уроков на ледоход, парням вспоминается до сих пор. Подстрекателям, конечно же, неслабо попало - нам пришлось отстоять свои тяжкие полчаса перед директором школы, а мне еще и пред отцом-директором. А директор был строг! Дома досталось еще раз и даже больше, чем в кабинете.
Энергия Б-тиков бурно плескалась в тесноте школьных стен, потому очень часто выплескивалась и во вне.
Одним из любимых внешкольных "увлечений" стали ежевечерние шатания вдоль по центральной улице. Напяливали на себя "супермодную" одежду, главным из отличий которой от привычной было то, что она резко отличалась и покроем и цветом, и шумной толпой вышагивали от школы до стадиона. Ржание в полный голос над пустяками, громкое комментирование поведения пугающихся нас прохожих, улюлюкание в сторону красивых девчонок, рискнувших попасться нам на пути - да мало ли что могло прийти в головы безудержной толпе высовозрастных обалдуев. 
Все это и многое другое говорило только об одном - с нами нужно было что-то делать!


Думаю, учителя вместе с директором сломали головы, как этот избыток энергии повернуть на мирное созидание. Вытворяли мы так много и часто, что, поверьте, педсовет не раз заседал именно из-за нас.

Михалева Анна Александровна

Буракова Мария Дмитриевна
И ведь они придумали!
Все удары нашего старшешкольного дикарства приняла на себя Михалева Анна Александровна. Как удалось директору уговорить эту замечательную учительницу русского языка и литературы принять на себя нашу бесконтрольную, казалось бы, банду, неизвестно, история об этом умалчивает. Замечательная во всех отношениях женщина, умная и находчивая, пошла по простому, казалось бы, пути - она нашла нашей энергии полезное приложение, а для осуществления своего замысла призвала на помощь не менее талантливых людей.
Во-первых, она вовлекла в это, казалось бы, безнадежное дело свою подругу, тоже выдающуюся педагогическую личность - учительницу математики Буракову Марию Дмитриевну. И во-вторых - старшеклассницу Грибову Ольгу, сестру нашей одноклассницы Грибовой Валентины.
Эта, не побоюсь сказать прямо, отчаянная троица взялась за нас так круто, что из того состояния... как бы это точнее сказать - состояния АКТИВНОГО ЖИЗНЕЛЮБИЯ многие из нас так и не вышли до сих пор. Они сумели втянуть нас в такую "бучу кипучую", что, признаюсь, потребовало от нас сил гораздо больше, чем мы имели. Но все обошлось, и постепенно, незаметно стали другими.


Фото 11б
1-й ряд Коля Мальцев Нина Ивановских Лида Шалагина Валя Воронина ЮраТуганов, 2-й ряд Галя Рязанова Нина Кандакова  Анна Александровна Саша Кузминых Саша... , 3-й ряд Маша... Нина  Мальцева  Саша Помазкина  Таня Зайцева  Валя...  Света Макаренко , 4-й ряд Люда... Наташа Подколзина  Галя Казакова  Таня Акулова  Саша... Маша Борисова, 5-й ряд  Саша Шавкунов  Коля Попов  Валера Кузминых  Володя Парадеев

Сначала выкристаллизовалось ядро - самые до тех пор бесбашенные "активисты". Та же троица Мусс-Грибова-Акулова, Кузьминых Саня, нынешний Степаныч, то есть я, Потапов Валерка (кстати, впоследствии ставший военкомом Далматовского района), несколько прибившихся к нам сельских ребят, всегда нашенская Галя Казакова, активно вошедшая в наш коллектив Подколзина Наташа, умный и рассудительный Репин Гена и некоторые другие.

Слева: Саша Шавкунов, Михалева А.А., Жернаков Сергей, Истомин Игорь, Казакова Галя, Акулова Таня, ...


Все внешкольное время мы стали проводить вместе. 

Чем мы занимались? Перечислять пальцев не хватит: шефствовали над пионерскими классами (теперь я понимаю, что мы за это время сумели разбудить в них такую же бурную деятельность); создали свою бесстрашную спортивную команду, участвовавшую в соревнованиях по всем видам спорта, популярным в школе; активно занялись туризмом, участвовали в туриадах как районных, так и областных (кстати, именно наша команда положила начало череде областных спортивных побед по туризму); изо всех сил старались быть первыми и заметными во всех школьных праздниках и турнирах; вместе праздновали все наши дни рождения - всего не перечислишь, потому как наряду с крупными делами были тысячи мелких, которые сейчас и не упомнить. Главное, что было во всем этом - мы всегда были вместе, одной командой!

Наша школа
Ольга, наш шеф, чего только не выдумывала! А мы и рады были ее поддержать. До поздних вечеров мы суетились, творили и выдумывали. Мама наших Грибовых, Клавдия Павловна, была директором Дома пионеров, потому он как бы стал нашим домом. Мы прошли все кружки, испробовали на себе все нововведения директора, включая творческие, поэтические и музыкальные вечера, мы же первые придумали танцевальные вечера, где - ах. какая романтика! - можно было положить руки девушке на талию и почувствовать ее руки у себя на плечах. "Марина, Марина, Марина...", "А снег идет, а снег идет...", ""Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет, а я все гляжу...". А так же первая любовь, первые свидания, первые поцелуи...
Дом пионеров
Мы, конечно, видели, что разбуженная в нас активность (исключительно в мирных целях!) начала уже немного пугать наших наставников, и наши Анна Александровна и Мария Дмитриевна начали даже попридерживать нас ради того, чтоб мы за внеклассной и внешкольной суетой не забывали и про учебу. Но стало заметно, что наша творческая активность очень даже положительно сказалась на учебе. Приближающиеся экзамены вызвали в нас непонятный сейчас задор. Не забуду, как мы с Серегой Жернаковым (позднее Чеканиным) для того, чтобы еще более углубить свои знания по физике, начали ходить еще и в вечернюю школу, где, как нам казалось, взрослые люди гораздо лучше знают физику, и мы сможем там получить дополнительные знания. Это оказалось совсем не так, но сам порыв был удивительным.
На парад! В новых кедах! (Позади меня Юра Туганов)
Можете даже представить: в период экзаменов мы установили для себя сверхжесткий режим. Представьте, с восьми утра до одиннадцати вечера: два часа подготовки - пятнадцатиминутный перерыв, затем опять два часа подготовки - пятнадцатиминутный перерыв... и так целый день! И в таком режиме - весь июнь! Не все, конечно, выдерживали такой напряг, но мы изо всех сил старались соответствовать тому уровню, под который подогнала нас наша великая троица: Михалева-Буракова-Грибова. Школу мы окончили в основном "на хорошо и отлично"

Слева: Галя Воронина, Наташа Подколзина (золотая медалистка), Галя Морозова, Ольга Сыроватская
Людочка Зайкова и Наташа Подколзина получили золото, я серебро, да и остальные, в общем, сдали совсем даже неплохо! Медалистов по всем трем выпускным классам было необычно много.
Три наших выпускных класса: 11А, 11Б, 11В
Узнаете своих?
А что было бы, если бы? Если бы нас отпустили на вольную волю? Если бы наша энергия тратилась бы только в военных целях? Если бы не проснулось в нас творческое созидание? Думаю, что о школьных годах нам было бы не очень приятно вспоминать, а о многом пришлось бы только сожалеть.

Наша средняя школа сейчас

Хороши только первые сорок лет детства,
остальные сорок - как плата за первые! 

В свете этого слогана мои школьные годы в старших классах -
лучшее время из всех школьных лет!

Счастливые 60-е годы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий