воскресенье, 7 февраля 2016 г.

Далматовиада. Глава IV. Эпоха творчества и созидания.

Кумир нашего творчества ж. "ЮНЫЙ ТЕХНИК"
- Не полетит, не полетит... че ты понимашь? Ты не строил и не суйся, куда не просят!
- Да дай ты ему! Сам ни черта не делал, а лезет!

Если Федька еще сдерживался, то Сашка Шабанов готов был расквасить мне рожу за обиду.
Такое дело задумали! Уже и раму сколотили, и винт выстрогали, и насадили его на штырь, осталось только веревки нужные найти, а этот...
Ну-у-у... почти так)
Вертолет, что они задумали, был почти готов.
Я не принимал участия в этом деле, потому как идея с веревками мне совсем не нравилась. Ерунда какая-то! К основанию привязать две веревки, протянуть их вверх, там привязать к винту, винт закрутить, чтоб веревки натянулись, потом отпустить... и вертолет будто бы должен взлететь!
Мне с самого начала это не понравилось, и я отошел в сторону.
Но не мои друзья!
Несколько недель они остервенело тесали винт и сколачивали раму.

И вот уже осталось совсем чуть-чуть, чтобы вертолет взлетел, - и нате! - вылез я со своей критикой!
Мало того - я упорствовал! Вроде бы чего стоило не лезть на рожон, а поучаствовать пусть даже в провальном, но испытании Так нет? Заладил одно и то же - не взлетит, не взлетит!
Уже начали хвататься за рубашки, толкать друг друга и ругаться в полный голос. Федька Иванчиков тоже распалялся, но видно чуял, что не зря я упорствовал, потому хватал Сашкину руку, уже занесенную, чтоб врезать предателю как надо. Но Сашка был сильнее, потому мне по скуле хоть и не больно но попало.
Тут и я не выдержал, размахнулся...
В.И.Быков и Н.И.Быкова
Драку прервал Вениамин Иванович, учитель физики. Свару мы затеяли в классе, Федька с Сашкой специально подловили меня, когда там никого не было, чтобы окончательно выяснить, я с ними или против них. Все шло к тому, что пусть вертолет и не взлетит, но предатель получит то, что заслуживает.
На вопрос Вениамина Ивановича, с чего мы затеяли драку, мы чем-то отговорились,но истинную причину открывать не стали. Это была тайна, а мы хоть и подрались, но тайну хотели сберечь.
Вертолет так и не взлетел. Дружба наша на время разладилась, потому я не знаю в подробностях, что с вертолетом стало дальше, но, по-моему, веревки даже не пригодились.
Крайний слева А.Шавкунов
Вот такой эпизод мне вспомнился из нашей школьной эпохи увлечений и развлечений. И это было в седьмом классе! Желание взлететь было настолько жгучим, что парни не остановились ни перед чем. Целыми днями пилили, сколачивали, строгали, соединяли. Санька жил в доме-бараке, на месте которого сейчас стоит здание районной администрации. Вертолет сколачивали прямо во дворе, и еще долго рама от него напоминала нам о несбывшейся мечте.
А.С.Попов и его приемник
Но вы не думайте, что был только вертолет. Мы постоянно что-то творили.
Например, после того, как я где-то вычитал про радиоприемник Александра Степановича Попова (еще до школьного изучения его великого изобретения), - нашего земляка, кстати - я сделал дома звонок,работавший от батарейки. На самом деле я пытался сделать радиоприемник, но он не получился, а получился звонок. Но звонок же работал, звонил! (По секрету - я его включал в радиолинию, и он разговаривал!))
Схема электрозвонока на батарейке
А с Женькой Быковым, сыном Вениамина Ивановича, мы даже помогали его старшему брату делать детекторный приемник! Конечно, на фоне современных гаджетов он кажется дикой древностью. Но никто из вас не собрал ни одного гаджета сам,а мы сами сделали такую штуку, с помощью кристаллика которой смогли уловить московского диктора и музыку - без радиодеталей, без всяких диодов-триодов! Тыкание иголкой в кристаллик вообще было похоже на колдовские манипуляции! Конечно, это было примитивно, но я сильно сомневаюсь, что нынешние школьники смогут сделать даже это.    
Главные детали детекторного приемника - кристалл и иголка!
А каких мы воздушных змеев запускали на карьерах старого кирпичного завода! (Это место находилось между консервным заводом и больницей). Там было удобно потому, что ветер всегда дул снизу, от железной дороги, и у каждого была своя горка, кучка, оставшаяся от вырытых ям, где брали глину. Взбираешься на кучку, отпускаешь змея, и он поднимается все выше и выше!

Было такое чувство, будто сам летишь! Змеи были разными, каждый делал своего не похожим на другие. Еще пускали письмо по нитке - в записке делали дырочку, пропускали нитку, за которую держали змея, и записка от ветра поднималась до самого верха.

Но когда кто-то принес коробчатого змея, то это стало настоящим праздником для нас. Он сразу же получил имя "Аврора", а наши змеи стали катерами. В небе множество рыскающих катеров, а посредине крейсер!


Коробчатый воздушный змей (письмо справа)
Азбуку Морзе мы выучили еще в младших классах, потому что возможность переговариваться солнечными зайчиками от зеркала нас так возбудила, что мы даже наладили связь между школой (начальной) и Успенами! Некоторые сбегали с уроков покататься с гор, а мы им зеркальцем прямо с улицы сообщали, когда начинается перемена, чтобы они успели к следующему уроку.

Однажды я зашел навестить приболевшего Вовку Коурова и увидел, как он, чтобы не бегать к выключателю, привязал к нему две суровые нитки, протянул их вдоль по стене к кровати и, просунув палец в петельки, лежа в кровати, включал и выключал свет. Вернувшись домой, я тут же утянул дедушкин моток суровых ниток и опутал ими все стены. Сестренке тоже сильно понравилось дергать за ниточки, чтобы включить свет на потолке, настенную лампу и радио. Мы готовы была дергать их беспрестанно, потому скоро нитки порвались, а вязать другие уже не хотелось.

Про самодельные маски, ласты и трубки для подводных наших ныряний уже написано здесь.
Дом пионеров 60-х годов
В Доме пионеров, руководимым в то время Грибовой Клавдией Павловной, было множество кружков, и технические среди них занимали особое место. Модели автомобилей, авиамодели и даже миниракеты ребятишки выполняли с огромным энтузиазмом, Кружки были и в школе, организовывали их при кабинетах физики, химии, биологии и других предметов.

Можно твердо сказать, что мое поколение с самого раннего возраста было заряжено на творчество и созидание. Не зря и во всей последующей жизни творчество так и осталось определяющим. Как пример могу привести то, что первый мой личный "компьютер" появился у меня в семидесятые годы, т.е. задолго до "компьютеризации всей страны". Комплект перфокарт с двойной перфорацией стал для меня первой базой данных с мгновенным поиском, который долгие годы верно служил мне в моей педагогической деятельности.
Перфокарта с круговой перфорацией
Первый в Далматово катамаран для сплава по горным рекам, а затем на его базе и парусный катамаран (среди создателей которого выделялись Сергей Кузнецов и Александр Гуенков), испытанный на озере Турбанье и Кривском озере, появились в те же восьмидесятые годы. Первые "скейтборды" на базе неизвестно откуда взявшихся овальных поддонов, испытанные в урочище Мошнино; первые "барсы" (нынче называемые "бубликами"), с успехом обкатанные на сверхкрутых склонах дальних логов; первые сверхнадежные станковые рюкзаки (сварка алюминия - Павел Лашов), прошедшие самую трудную апробацию в условиях Саян; первые шлемы и спасжилеты из пенополиуретана - да мало ли еще чего насоздавали участники турклуба "Орион" в годы своего активного существования! И это все в семидесятые и восьмидесятые годы последнего столетия прошлого тысячелетия!
Почти один в один наш катамаран!
Потому имею право твердо сказать: творчество и созидание - вот основные отличия нашего времени от остальных!
Здание Дома пионеров в наше время

ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий